16 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Наряду с IQNet существует IAF — международная сеть национальных аккредитационных органов, которые проводят аккредитацию сертификационных органов в своих странах. Сертификаты на системы качества, выдаваемые сертификационными органами, аккредитованными национальными аккредитационными органами-членами IAF, все разные, но между членами IAF существует договор о взаимном признании этих сертификатов. В России, например, известен отечественный орган по сертификации — Центросерт, имеющий право выдавать немецкий сертификат TGA по ISO 9000, так как он получил аккредитацию немецкого аккредитационного совета DAR, являющегося членом сети IAF.
Наличие собственных аудиторов с признаваемыми IQNet документами позволит предприятию сэкономить не только большие деньги, но и время, являющееся не менее важным фактором в борьбе за рынки экспорта [1].
Ситуация в России. Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий, работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится на начальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторы зачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.
Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:
- популяризация ISO 14000, в том числе через публикацию русскоязычного текста стандартов;
- популяризация основных принципов экологического аудита промышленных предприятий;
- подготовка специалистов-аудиторов;
- развитие нормативной базы по экологическому аудиту;
- внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага — официальное признание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.
Сертификация систем управления качеством предприятий на соответствие международным стандартам ISO 9000 или 14000, особенно относящихся к оборонной, химической, нефтехимической, машиностроительной и пищевой отраслям, сегодня стала необходимым условием для экспорта продукции, участия в совместных с зарубежными партнерами проектах, получения государственных заказов.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует система ГОСТов, регламентирующих внедрение и функционирование системы управления окружающей средой — ГОСТ Р ИСО 14000, где и прописаны все принципы экологического менеджмента. Например, в ГОСТе Р ИСО 14001 приведено руководство по использованию систем экологического менеджмента; ГОСТ Р ИСО 14004 представляет собой общее руководство по принципам, системам и методам систем экологического менеджмента; используя ГОСТ Р ИСО 14014, можно определить «начальный уровень» экологической эффективности предприятия; ГОСТы Р ИСО 14010, 14011, 14012 дают представление об экологическом аудите и рекомендации по его проведению; в ГОСТе Р ИСО 14020 описаны принципы экологической маркировки продукции, а в ГОСТе Р ИСО 14040 приводится методология оценки ее «жизненного цикла».
Эта система, в отличие от большинства действующих в области охраны окружающей среды стандартов, направлена не на количественные показатели и не на изменение в технологии производства (хотя и не исключает их), а на управленческий потенциал организации.
Согласно стандарту [2], результатом внедрения системы экологического менеджмента является последовательное улучшение (рис. 3.2), т.е. процесс развития, направленный на достижение лучших показателей во всех экологических аспектах деятельности предприятия, там, где это практически достижимо в соответствии с его экологической политикой.
Система экологического менеджмента дает организации возможность структурировать, связывать воедино процессы, направленные на достижение последовательного улучшения, желаемая степень которого определяется самой организацией в зависимости от текущей ситуации [3, 4].
Таким образом, следование стандартам ISO 14000 предполагает снижение неблагоприятного воздействия на окружающую среду и преследует следующие цели:
1. Улучшить показатели воздействия отдельных хозяйствующих субъектов на окружающую среду;
2. Создать дополнение к существующей нормативной национальной базе и определить национальную экологическую политику;
3. Улучшить условия международной торговли и повысить конкурентоспособность.

3.2. Системы экологического менеджмента
Производственное экологическое управление включает в себя деятельность предприятий, в первую очередь направленную на соблюдение обязательных государственных требований в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.