16 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




При таком подходе фирма рассматривается как «закрытая система». Акцент делается на индивидуальное принятие решений и индивидуальную ответственность. Цели и задачи задаются очень конкретные и на длительный срок. Предполагается постоянное углубление специализации производства. При этом управляемый аппарат разбивается на отдельные службы со строгой иерархической структурой. Контроль отличается ясностью и точностью.
Функции, задачи и дополнительные обязанности, права и способ взаимоотношения работников определены заранее и нанимаемый сотрудник должен неукоснительно подчиняться заведенному порядку. Кандидаты на должность подбираются приспособительно к созданной системе.
Японская модель менеджмента и организации деятельности была разработана У.Оучи. Эта модель базировалась на основе национальных традиций, культуре, экономической системы Японии. Управление персоналом, производством, сбытом продукции, финансовые операции в целом отличаются гармоничностью и мобильностью организации. Отличительные черты: система пожизненного найма; продвижение по службе в зависимости от возраста и выслуги лет; оплата труда с учетом возраста и конкретного вклада сотрудника в общий процесс; непрерывное обучение и повышение квалификации; групповая работа.
Можно сказать, что японская модель предполагает приспособление организации под человека. По мнению У.Оучи, наиболее оптимальная организация не должна иметь формальной или официальной структуры управления. Система управления должна строиться как хорошо сыгранная баскетбольная команда.
В настоящее время происходит формирование новой модели управления, которая основана на системном или ситуационном подходе. Организация — открытая система. Связь с внешней средой экономическая, научно-техническая, социально-политическая.
Реакция внутренней системы на внешние факторы: внутри системы создаются такие механизмы, которые могут оперативно реагировать на изменения внешних факторов, т.е. создаются механизмы приспособления, выявления новых проблем и выработки новых решений, тоесть устанавливаются «обратные связи». Уделяется важное внимание мобильности и маневренности. Например, своевременному перераспределению ресурсов отдается несомненное предпочтение перед пунктуальностью их расходования.
Формируется концепция стратегического управления. Не надо сопротивляться переменам — надо своевременно их проводить. В связи с этим управленческий персонал должен ориентироваться на способность к радикальным переменам, готовность к риску, освоение новых методов и подходов и т.д.
Каждое предприятие имеет собственное лицо (индивидуальность) и особенности, что приводит к своей собственной модели управления, а какой-то единой модели не существует. Предприятие рассматривается как цельный живой организм, состоящий из людей, объединенных совместными ценностями (клан).
Управленческие модели определяются размером фирмы, характером продукции, особенностями среды, в которой она действует. Главным внешним фактором является потребитель.
Необходимо постоянное обновление, совершенствование этой структуры. Например, в США в большинстве компаний отдельные организационные изменения происходят не реже одного раза в год, а крупные реорганизации — каждые 4-5 лет.
Система управления должна быть простой и гибкой, мобильно и оперативно перестраиваться в различных условиях изменяющейся внешней среды:
- в стабильной и спокойной среде;
- в условиях динамичного и разнообразного рынка;
- в условиях динамичного научно-технического прогресса;
- в условиях неожиданно возникающих проблем, чрезвычайных ситуаций и т.п.
Основная особенность современного этапа развития менеджмента -это переход от модели управления в условиях массового производства при достаточно низком уровне конкуренции к модели управления более индивидуализированного производства и растущей конкуренции.
Предполагается, что современная система управления должна отвечать следующим критериям:
- компактные подразделения с небольшим количеством высококвалифицированных специалистов;
- небольшое число уровней управления;
- структура основывается на группах (командах) специалистов;
- ассортимент и качество продукции, графики и процедуры работы должны быть ориентированы на потребителей.

1.9. Эффективность менеджмента и пути ее повышения
В 80-х гг. ряд ученых выдвинули новую концепцию управления, известную как концепция «7-S», которую разработали Э. Атос, Р. Паскаль, Т. Питере и Р. Уотермен. В работе «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих» авторы этого подхода указали, что наиболее эффективной деятельность менеджеров станет тогда, когда они будут учитывать взаимодействие семи составляющих элементов:
1) стратегия;
2) структура;
3) система управления;
4) кадры предприятия, персонал;
5) стиль управления и организационная культура;
6) квалификация сотрудников;
7) организационные ценности.