16 Март 2011

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ




Демократический стиль является полной противоположностью авторитарному — он использует коллективное обсуждение при принятии решений, дает возможность руководителю поддерживать с подчиненными дружеские формальные и доверительные неформальные отношения.
Либеральный стиль опирается на минимальное вмешательство руководителя в дела подчиненных, демонстрирует отстраненность от решения управленческих задач и в этом смысле является пассивным.
Вся совокупность управленческих действий на любом уровне и в любой системе может быть сведена к ограниченному перечню относительно строго локализуемых действий, составляющих замкнутый цикл управления:
» принятие управленческого решения:
- прогнозирование;
- планирование;
» реализация принятого решения:
- организация;
- координация;
- регулирование;
- активизация;
- стимулирование;
» контроль:
- учет;
- анализ.
В результате выполнения этого цикла человек выполняет ряд функций:
1. Планирование. В процессе планирования менеджер определяет цели и задачи предприятия, необходимые для их решения материальные, финансовые и трудовые ресурсы и резервы, устанавливает сроки реализации поставленных целей, ответственных за их исполнение и самих исполнителей. Планирование позволяет менеджеру действовать осознанно, руководствуясь как долгосрочной перспективой, так и проблемами, возникающими в текущей работе.
Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, а отдельными менеджерами в определенных ею пределах применяются различные методы для достижения поставленных целей. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации (рис. 1.8):
- на высшем уровне осуществляется стратегическое планирование — долгосрочная перспектива на основополагающие составляющие организации;
- на среднем уровне проводится тактическое планирование — определяются промежуточные цели на пути достижения конечных результатов (стратегических целей и задач);
- на нижнем уровне организации происходит оперативное планирование — в оперативных планах создается система, при которой каждый работник направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Все три типа планирования составляют общую систему — генеральный, общий или бизнес-план функционирования организации.
2. Организационная функция. Спланированные действия необходимо воплотить на практике, организовать их выполнение. Организация как функция управления (рис. 1.9) обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации (рис. 1.10). Она направлена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей: определить, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества заданий и какие для этого потребуются средства.
Эта работа связана с созданием самой организации, ее структуры, управления и коммуникаций, а также с обеспечением работы людей всеми необходимыми средствами, документацией и информацией. Это решение широкого круга вопросов производственного процесса, поставок и сбыта и др. (рис 1.11).
3. Координация. В ходе организации как процесса возникает необходимость корректировать работу людей, координировать их усилия, обеспечивать необходимый ритм и последовательность выполнения трудовых операций. В этой связи координация является также функцией менеджмента.
4. Коммуникации. Управление в организации осуществляется через людей, ее составляющих. Очень важным инструментом управления является информация, стекающаяся к менеджеру. Передавая эту информацию и получая ответные сигналы на нее, менеджер организует, мотивирует и контролирует работу подчиненных. Процесс передачи информации от одного лица другому носит название коммуникации.

Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающего «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим ее. Субъектами коммуникаций могут выступать как отдельные личности, так и организации в целом.
В процессе коммуникации можно выделить четыре базовых элемента [4]:
1. Отправителя — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее;
2. Сообщение или собственно информацию, закодированную при помощи символов;
3. Канал или средство передачи информации;
4. Получателя информации — лицо, которому она предназначена и которое ее воспринимает и интерпретирует.
Процесс коммуникации состоит из нескольких этапов:
1. На первом этапе отправитель определяет содержание информации, предполагаемой для передачи, необходимость ее передачи с обязательным учетом возможного характера ее восприятия подчиненными (диалог должен вестись «на одном языке»);
2.